Тайные закупки золота Китаем способствуют рекордному росту цен

Согласно неофициальным данным, Китай приобретает золота в объёме, превышающем официальные отчеты более чем в 10 раз. Это стремление связано с диверсификацией активов и снижением зависимости от доллара США, утверждают эксперты. Они подчеркивают также растущую непрозрачность источников спроса, что способствует рекордному росту цен на золото.

Закупки центрального банка Китая в текущем году были крайне низкими — 1,9 тонны в августе, 1,9 тонны в июле и 2,2 тонны в июне — что вызывает сомнения на рынке относительно точности официальной статистики.

Аналитики Société Générale, опираясь на данные о торговле, предполагают, что общий объём закупок Китая может достичь 250 тонн в этом году, что составит более трети мирового спроса со стороны центральных банков.

Широкие незарегистрированные закупки в Китае создают трудности для трейдеров, которые пытаются прогнозировать дальнейшие изменения цен на рынке, где основную роль играют закупки центральных банков.

«Китай приобретает золото в рамках своей стратегии дедолларизации», — отмечает Джефф Карри, директор по стратегическим направлениям в сфере энергетики в Carlyle. Он добавляет, что не стремится оценить объём закупок Народного банка Китая. «В отличие от нефти, чьи запасы можно отслеживать с помощью спутников, за золотом невозможно следить. Мы не можем знать, куда оно уходит и кто его покупает», — добавляет он.

Трейдеры используют альтернативные источники информации для оценки спроса, такие как заказы на свежезаваренные 400-унциевые слитки с последовательными серийными номерами. Эти слитки обычно перерабатываются в Швейцарии или Южной Африке, отправляются в Лондон и далее в Китай как подтверждение закупок.

«В этом году многие не доверяют официальным данным, особенно в отношении Китая», — подчеркивает Брюс Икемицу, директор Японской ассоциации рынков драгоценных металлов.

Он считает, что запасы золота в Китае приближаются к 5000 тоннам, что вдвое больше официально озвученных цифр.

В последние годы центральные банки активно скупают золото, что способствует увеличению цен, превышающих 4300 долларов за тройскую унцию. По данным Всемирного совета по золоту, за последнюю декаду доля золота в мировых резервах за пределами США возросла с 10% до 26%, став вторым по величине резервным активом после доллара.

Тем не менее, количество зарегистрированных покупок в МВФ, работающем на основании добровольного отчета, снижается. По оценкам WGC, основанным на данных Metals Focus, только около одной трети официальных данных о закупках было обнародовано в последнем квартале, тогда как четыре года назад этот показатель составлял около 90%.

Центральные банки могут скрывать информацию о своих сделках с золотом, чтобы не оказывать влияния на рынок или по политическим причинам. Некоторые опасаются, что открытая покупка золота, часто используемая для защиты от доллара, может повредить отношениям с администрацией Трампа.

«Логично сообщать только необходимую информацию, если есть опасения, что администрация США может предпринять ответные меры. Золото воспринимается как чистый запас для США. На большинстве развивающихся рынков центральные банки полностью не обнародуют информацию о своих закупках», — утверждает Ники Шилс, аналитик швейцарской нефтеперабатывающей компании MKS Pamp.

Продавцы также могут не желать снижать цены, сообщая о своих намерениях. Известные заявления бывшего канцлера Великобритании Гордона Брауна в 1999 году о продаже половины золотых резервов Банком Англии привели к большему снижению цен, в результате чего продажа принесла около 275 долларов за унцию, что составляет лишь одну пятнадцатую от текущей цены.

Майкл Хей, аналитик Société Générale, указывает, что непрозрачность делает рынок золота уникальным и сложным по сравнению с рынком нефти, на котором ОПЕК играет важную роль в регулировании добычи.

«Ключевым моментом в золоте является тоннаж, поступающий в центральные банки и выводимый из них, и это имеет важное значение. Без ясного понимания вопроса ситуация становится сложнее», — добавляет он.

Китай занимает позицию крупнейшего производителя и потребителя золота, однако его рынок остаётся одним из наименее прозрачных. Аналитики вынуждены делать выводы на основе данных об импорте, догадок и инсайдерских сведений.

В рамках официальной программы закупок золота, управляемой Государственным валютным управлением Народного банка Китая, в текущем году было официально куплено всего 25 тонн. Резервное золото хранится в Шанхае или Пекине.

По словам бывшего сотрудника Safe, у компании есть цели по покупке золота на один и пять лет, а текущие запасы значительно ниже запланированных объёмов. Закупки осуществляются не только компанией Safe и её посредниками, но также китайским суверенным фондом CIC и военными, которые не обязаны раскрывать информацию о своих активах.

Одним из косвенных индикаторов официальных закупок Пекина является экспорт золота из Великобритании в Китай, так как крупные слитки, предпочитаемые центральными банками, обычно продаются в Лондоне. Используя этот метод, Société Générale оценивает, что в текущем году Safe импортирует около 250 тонн золота.

Другим методом расчета является разница между чистым импортом Китая и внутренней добычей золота, а также изменением количества золота в коммерческих банках или покупки розничными потребителями. Таким образом, пекинская консалтинговая компания Plenum Research определила «дефицит» по официальным закупкам, который составил 1351 тонну в 2023 году и 1382 тонны в 2022 году — более чем в шесть раз превышая объём государственных закупок Китая за эти годы.

Сложность ситуации возрастает тем, что Китай является крупнейшим производителем золота в мире, занявшим 10% от глобальной добычи в прошлом году. Это даёт Китаю возможность приобретать слитки для резервов внутри страны.

Рост запасов золота также привлекает развивающиеся страны, которые соглашаются хранить золото на территории Китая. По словам источника, близкого к сделке, Камбоджа недавно согласилась разместить недавно приобретенное золото, оплаченное юанями, в хранилище Шанхайской золотой биржи в Шэньчжэне. Народный банк Китая и Safe не комментировали информацию Financial Times.

Множество аналитиков в области золота даже не пытаются оценить истинные размеры закупок Народного банка Китая.

«В конечном итоге это невозможно выяснить», — утверждает Адриан Эш, директор по исследованиям BullionVault, платформы для онлайн-торговли. — Любой осуществимый способ разгадки упускает из виду, что это лишь часть головоломки, состоящей из китайского рынка драгоценных металлов.

Следите за актуальными новостями и аналитикой от компании КОИНРУС!

КОИНРУС (ООО «КОИНРУС») — официальный монетный дилер в России, зарегистрированный в Пробирной палате РФ. Мы специализируемся на инвестиционных и памятных монетах из золота и серебра: продаём и выкупаем монеты, организуем чеканку «под ключ» на ведущих мировых монетных дворах, проводим профессиональную экспертизу подлинности и проб драгоценных металлов. С 2006 года наша команда реализовала свыше 100 уникальных монетных проектов, а общее количество проданных инвестиционных монет превысило 1 миллион — это подтверждает доверие клиентов и партнёров.

Мы обслуживаем частных инвесторов, коллекционеров, банки и корпоративные клиенты, предлагая широкий выбор монет из драгоценных металлов и индивидуальные решения для формирования коллекций. Наши преимущества: конкурентные рыночные цены, гибкая система скидок, безопасная доставка по всей России с обязательным страхованием, конфиденциальность сделок и прозрачная документация. Сотрудничая с крупнейшими монетными дворами мира, КОИНРУС обеспечивает прямой доступ к рынку драгоценных металлов — вы получаете профессиональную поддержку и надёжное сопровождение сделок с драгоценными металлами.